Время идет, все вокруг меняется, прогресс заставляет идти в ногу с современным миром, если не хочешь выпасть из него. Особенно остро это относиться к современному искусству продаж, когда человека уже совершенно нечем удивить, он все видел и все пробовал, больше нет дефицита, и никто не станет создавать многочасовые очереди перед прилавком магазина.
Вся реклама вплоть до ХIХ века сводилась просто к тому, что бы информировать покупателя о товаре, указывать, где его можно приобрести. В наше время на подобные рекламы уже никто не обратит внимания, ведь торговые точки далеко не редкость, продавцы уже не кочующие торговцы с удивительными вещичками из-за моря. Постепенное развитие экономических отношений, в конце концов, подвело компании к такому явлению, как нейромаркетинг.
Что же представляет собой нейромаркетинг? Нейромаркетинг – это одна из современных концепций воздействия на психику человека в розничной торговле, опирающаяся на исследования психологии потребителей, целью которой является определить, на какие образы целевая группа реагирует наиболее активно, на какие чувства и эмоции клиентов стоит делать упор.
«95% всех наших мыслей, эмоций и познаний происходит прежде, чем мы осознаем это» — высказался Роджер Дули, автор популярного блога «Neuromarketing», — «получается: большинство рекламных сообщений влияет лишь на 5% потребительского мозга!».
Бесспорно, для человека прочно связанного с экономической деятельностью, это не просто спасательный круг при современном уровне предложения, а настоящая золотая яхта. Но что такое нейромаркетинг для рядовых потребителей?
Никто не спорит, что тут можно найти весомый плюс. Взять хотя бы распространённый стереотип покупки определенных брендов: думаете, вы отдаете им предпочтение, потому что они хороши? Нет, возможно, производитель просто массово растиражировал товар, вы упираетесь в него глазами на каждой рекламной доске, биллборде, на листовках в своем почтовом ящике. Нейромаркетинг же, взывая к вам ощущениям и чувствам, призывает, задумается, что вам действительно необходимо в данный момент и, самое важное, для чего. Полагаете шопоголия – помешательство на покупках – это болезнь старая, прошлых поколений? Как раз таки нет, именно сейчас человек сметает с полок все, до чего может дотянуться, и не важно, нужна ли ему эта вещь, ведь «в рекламе говорили, это хорошее средство, пусть будет». Нейромаркетинг, активизируя определенные образы в вашей голове, заставляет думать дальше того момента, когда вы оплатите товар. Вы представляете для чего его купите, тянетесь читать упаковку, сравнивать ее с другими. Вы точно представляете желаемый конечный результат. Я покупаю мыло, что бы соблюдать личную гигиену. Я куплю помаду, то бы скрыть бледность лица и внести яркие краски в образ. Я покупаю эту одежду, потому то она удобна для меня и я чувствую себя в ней хорошо.
Но тут же мы подходим и к главному минусу. Люди становятся заложниками определенных ложных стереотипов. Мыло приносит всего лишь чистоту. Декоративная косметика позволяет скрывать недостатки. Одежда бережет ваше тело. И чем это все заменяют в рекламных сообщениях? Мыло сделает вашу кожу настоящим шелком, избавит от морщин, увлажнит, где сухо, высушит, где жирно, уберет болячки в пятом поколении и снимет порчу. Косметика – эта прекрасная помада или тушь — принесет вам успех, заставит людей обратить внимание и покориться вам. А одежда и вовсе даст статус, да как ты можешь чего-то стоить вообще, если на тебе нет бренда? Мы действительно верим, что покупаем здоровье, красоту, положение в обществе. Верим, что покупаем внимание к себе других людей, их расположение. Покупается все, любая вечная ценность получает ярлык с цифровым показателем. Сколько ты готов отдать за то, что бы на тебя восхищенно смотрели на улицах? И не важно, что это происходит из-за какой-то вещицы, которую вскоре придется обновлять, покупая заново, а не из-за твоих способностей, труда.
Если смотреть правде в глаза, то, нейромаркетинг угрожает обществу быть полностью поглощённым ложными ценностями, неправильными идеалами. Цепляя образы в голове покупателя, некоторые производители заставляют вас считать товар не средством достижения желаемого результата, а самим результатом.
В среде маркетологов и рекламистов постоянно ведутся дискуссии вокруг этого направления продвижения продуктов и услуг, и, пожалуй, конца им не будет. Основной вопрос состоит в том, честно ли использовать нейромаркетинг при разработке рекламных сообщений для воздействия на потребителя, что бы увеличить продажи. С одной стороны создавая бизнес, у собственника, хотя и не у каждого, стоит цель максимально увеличивать продажи и выручку, а с другой стороны необходимо соблюсти этическую сторону бизнеса. Ведь если вскроется обман манипуляцией сознанием потребителя и цепной реакции по разоблачению маркетинговых приемов нерадивого бизнесмена и спада продаж не избежать, а то и вовсе можно потерять бизнес.
Хотя я не припомню ни одного случая публичного разоблачения, какой либо компании за то, что она использует запрещенные приемы в рекламе своих продуктов. Все таки, в данный момент времени, этическая сторона бизнеса еще долго будет лежать на плечах собственников бизнеса и на наших с вами дорогие маркетологи. Предлагаю быть более аккуратными при разработке рекламных стратегий с использованием нейромаркетинга, дабы не навредить себе подобным, ведь мы и наши близкие тоже являемся потребителями.